Грамотная презентация — половина успеха в продажах. Мы расскажем, как эффективно преподнести свой продукт при публичном выступлении. Никакой воды, только факты — 10 правил из этой статьи опираются на исследования из области психологии и нейрофизиологии.
1. Делите выступление на сегменты по 20 минут
Запомните правило 20 минут. Именно столько, согласно исследованиям специалистов, должна длиться идеальная презентация. Чем длиннее выступление — тем сложнее вам будет удержать аудиторию. Уже через 10 минут внимание человека начинает ослабевать.
Вспомните ролики TED — их длительность не превышает 20 минут. В этом одна из причин их широкой популярности. Представьте себе, что TED стал выпускать часовые ролики — интерес аудитории к этому каналу упал бы в разы, какими бы интересными ни были темы докладов.
Постарайтесь уложиться в это время. Если у вас длинная презентация — обязательно разбивайте своё выступление на смысловые сегменты длительностью не более 20 минут.
2. Не подавайте слишком большой объем информации
Одна из частых ошибок заключается в подаче слишком большого объема
информации за раз. Помните, что у мозга есть оперативная память, которая может качественно обработать только небольшие порции информации. Не перегружайте её. Важная информация может просто отсеяться мозгом.
Больше — не значит лучше. Не нужно пытаться вместить в вашу презентацию максимум информации. Передайте в своей презентации самое главное. Вы всегда можете предоставить слушателям ссылки на ресурсы по более детальному и глубокому изучению отдельных проблем.
3. Повторяйте важное
Новая информация не запоминается с первого раза. Если вы хотите, чтобы люди запомнили ключевые идеи вашей презентации, повторяйте их несколько раз на протяжении выступления. Это физиология мозга — при повторении информации укрепляются связи между нейронами. Так вы зафиксируете идеи вашего выступления в долгосрочной памяти слушателей.
Будет хорошо, если вы при этом задействуете визуальную и слуховую память слушателей — дублируйте информацию устно и на слайдах. Еще лучше — задать слушателям промежуточные вопросы на понимание ключевых проблем. Можно также задействовать кинестетическую память — если это возможно, дайте слушателям потрогать презентуемый продукт.
4. Не добавляйте на слайд много текста
Текста на слайде вашей презентации должно быть немного. Ваш слайд не должен представлять из себя конспект вашего выступления. Помните, что пока люди читают, они вас не слышат. Два канала восприятия — слух и зрение — соперничают друг с другом. Три-четыре ключевых пункта, яркая простая диаграмма или картинка, иллюстрирующая ваше выступление — этого вполне достаточно.
5. Возвращайте интерес слушателей
Нельзя заставить человека отвлекаться — это неизбежно. Психологи выяснили, что непрерывное внимание слушателя сохраняется в течение 7-10 минут, после которых он будет отвлекаться на посторонние мысли. Тут работает обычная поведенческая психология: ваша презентация — это новый внешний раздражитель. Если один и тот же раздражитель будет повторяться, то человек к нему привыкнет и подсознательно начнет его игнорировать.
Вам нужно вводить в свою презентацию новые раздражители. Так вы будете возвращать внимание слушателя. Два ключевых способа — освежать подачу материала и вовлекать аудиторию.
Добавляйте небольшие элементы непредсказуемости — любая новая вещь или событие привлекают наше внимание. Меняйте способы подачи информации. Например, после 10 минут выступления с демонстрацией слайдов, покажите вашей аудитории короткий 1-минутный видеоролик. Рассказывайте истории из личной практики. Проиллюстрируйте серьезный кейс смешным мемом из интернета. Наконец, банально переместитесь на другую сторону сцены.
Второе — вовлекайте слушателей в процесс. Дайте аудитории мини-задачу, над которой они могут подумать прямо во время выступления и подискутировать. Устройте голосование или небольшую сессию вопросов и ответов по разделу. Отведите на это 2-3 минуты. Общение и взаимодействие оживляют аудиторию. Идеально делать такие интерактивные сессии по окончанию 20-минутного отрезка.
Высший пилотаж — предложить своей аудитории «домашнее задание» на основе вашей презентации. Вы можете также указать, какую информацию из вашей презентации будет трудно найти в других источниках — дефицитность объекта повышает его ценность в глазах аудитории. У ваших слушателей будет мотивация более внимательно следить за вашим выступлением, чтобы запомнить и использовать в дальнейшем информацию из презентации.
6. Сделайте вашу презентацию интересным квестом
Анонсируйте в самом начале конечную цель вашего выступления, и объявите ступени движения к ней.
Ваша презентация не должна быть вашим монологом, она должна своеобразным квестом для аудитории, где слушателям нужно найти ключ в каждой комнате. Комнаты — этапы вашей презентации. Собрав все ключи, слушатели придут к цели — решению проблемы.
Обязательно демонстрируйте на каждой ступени презентации прогресс прохождения к цели — «вы уже здесь». Здесь работает дофаминовая система человека. Дофамин — гормон удовольствия и поведения, направленного на достижение цели — реагирует на сигналы, показывающие, что близится вознаграждение.
7. Приводите примеры и рассказывайте истории
Благодаря примерам и историям из личной практики информация лучше усваивается мозгом. Продублируйте важные моменты из вашей презентации в этом понятном, легко воспринимаемом и естественном формате.
Истории захватывают слушателей, привлекают внимание и создают эмоциональную связь с аудиторией. Произнесите на выступлении: «Сейчас я вам расскажу одну показательную историю, случившуюся с моим клиентом», — и вы увидите, как люди станут более внимательно вас слушать. Практика всегда интересней теории.
Если ваша презентация достаточно сухая и формальная из-за характера презентуемого продукта, примеры сделают её более живой и интересной. Рассказывайте истории из жизни в дополнение к строгим статистическим данным и числам.
8. Запомните наизусть только первую и последнюю часть презентации
Вы не робот и не актёр, вы не обязаны знать текст своего выступления наизусть от начала и до конца. Критично заучить только вступление и завершение презентации — именно эти этапы, согласно исследованиям психологов, запоминаются аудитории лучше всего, именно по ним они вас будут оценивать в итоге. На основных «серединных» этапах презентации, вы можете подглядывать в свой конспект.
9. Запишите себя на видео
Запишите репетицию выступления на видео, это очень полезно. Именно так ораторы с удивлением открывают для себя детали поведения, проявляющиеся только в стрессе — например, слова-паразиты или повторяющиеся привлекающие внимание движения (одергивание пиджака, привычка теребить ручку в руках, постукивание носком ботинка). Мельтешение — признак нервозности и неуверенности в себе. Это передается аудитории. Избавляйтесь от своих стрессовых привычек.
10. Используйте идеальный рецепт презентации
Специалисты по публичным выступлениям вывели идеальную формулу презентации. Запомните: каждая часть вашей презентации — вступление, основная часть и заключение — должна состоять из трех смысловых элементов:
- Проблема: текущее состояние
- Следствие
- Решение
Ваше вступление должно звучать примерно так:
«У вас есть проблема с программным обеспечением. Из-за этой проблемы ваши сотрудники обрабатывают заказы медленнее на 40% (Проблема: текущее состояние).
Поэтому вы теряете ежегодно до 10 миллионов рублей (Следствие).
У нас есть решение. В своей презентации я расскажу вам, как в течение года увеличить выручку на 40% (Решение)».
Тут, опять же, срабатывает поведенческая психология. Ваши слушатели будут более внимательно слушать вас, когда они будут знать, что в презентации будет подробно излагаться решение озвученной проблемы, которое принесёт им выгоду.
Далее в основной части вы более подробно развиваете каждый из пунктов. В конце презентации вам нужно подытожить всё, что вы сказали, и дать призыв к действию. Таким образом, на каждом из трех этапов выступления вы повторите основополагающие идеи своей презентации и зафиксируете у аудитории связку «проблема-следствие-решение». Тогда они будут видеть решение проблемы именно в вашем продукте.
По материалам книги Сьюзан Уэйншенк «100 главных принципов презентации: что должен знать оратор о людях».