Эта статья поможем вам составить работающее коммерческое предложение. В ней мы учли мнения бизнесменов, которые понимают в этом толк, и поделились своими секретами.
Выбирайте прогрессивные форматы
Разместите предложение в Google Docs
Среди форматов коммерческого предложения до сих пор лидируют PDF, почта и таблица в Excel.
Технологии давно зашли вперед. Попробуйте сделать свое предложение в формате Google Docs — презентации или документа. Так вы сможете всегда исправить ошибки, если их допустили, внести дополнительные предложения и дать ссылку нескольким людям сразу.
Еще один плюс — можно обсудить отдельные части предложения тут же, в чате.
Всего этого нельзя сделать в PDF.
Сделайте предложение на отдельном лендинге
Если вы хотите произвести настоящее впечатление — идите дальше. Создавайте коммерческое предложение на отдельной странице. Для этого подойдут такие сервисы как Tilda, Wix, Borstch, Nethouse и т.д. Страницы можно привязывать к своему домену, настраивать в них формы, чаты, аналитику и отправку заявки прямо к вам в чат Телеграм или на почту.
Кроме того, такое предложение будет действительно красивым. Иногда красивее, чем ваш собственный сайт.
Формат такого предложения хорош тем, что можно копировать страницы и менять в них отдельные блоки — то есть, создавать разные предложения для разных задач.
Создайте логичную структуру
Ясность изложенной информации — первый шаг к успеху. Если ваше КП объемное, мы рекомендуем сделать оглавление или меню.
|
Коммерческое предложение напоминает пазл со сменными блоками. Например, блоки «О компании» или «Отзывы клиентов» — это постоянные рубрики. Вам не обязательно менять их из предложения в предложение. Но стоит «подстраивать» под своих клиентов.
Если ваша аудитория находится в разных областях бизнеса, разбейте её на группы и показывайте каждой актуальные отзывы клиентов. Сделайте это, когда у вас наберется большая база отзывов. Например, если вы предлагаете услуги адвокату, то поместите в КП отзывы тех юридических фирм, которым уже помогли.
Есть и другие пазлы-составляющие:
— раздел о сути предложения,
— рассказ о проблеме и выгоде клиента,
— раздел со снятием типичных возражений.
Это переменные рубрики. Они будут зависеть от конкретного клиента, которому вы направляете КП.
|
Изучайте клиентов и их потребности — не бойтесь задавать вопросы о том, что именно хочет видеть клиент в вашем предложении, а что ему кажется лишним. Собирайте мнения и переделывайте. Ваше предложение станет идеальным.
|
Персонализируйте предложение
Если вы продаете один и тот же товар (например, шурупы), ваше предложение будет единым для всех клиентов. Изменится лишь цена, в зависмости от объемов будущей покупки.
Если же услуги требуют индивидуального подхода? Например, рекламное агентство продает несколько видов рекламы и предложение делает исходя из задач конкретного клиента. В этом случае персонализация просто необходима.
Автор бестселлера о переговорах Джим Кэмп, в своей книге «Сначала скажите нет», рекомендует говорить «в мире клиента». Это значит — понять все сомнения и боли, и рассказать человеку о том, какую выгоду он получит от сотрудничества с вами.
А не говорить (такое встречается везде): «Наша компания самая лучшая на рынке». Поясните, что сможете сделать для клиента — чем будете ему полезны.
Вот совет от Ильи Синельникова — автора курса «Переговоры и отношения с клиентами»:
|
Какая степень персонализации должна быть у предложения об аренде готовых офисов в центре Москвы?
|
Объясните клиенту стоимость
Самые распространенные возражения по КП — это вопросы о цене. Клиент просит скидки, указывает, что «у других дешевле». Объясните стоимость своих услуг, чтобы у клиента не было сомнений.
Верный способ — убедить в своей компетенции. В том, что ваш товар лучше аналогов.
— Почему стоимость этого букета невесты дороже? Вы используете новые материалы, чтобы цветы не вяли, а букет оказался в руках подружек невесты, а не в мусорном ведре.
— Эта компьютерная мышка дороже, хотя её технические показатели не отличаются от более дешевой. Почему? Посмотрите на дизайн: наша команда создавала его специально для вашего рынка.
— Ваша замороженная пицца дороже. Вы используете настоящий пармезан — для тех, кто может оценить вкус.
Не бойтесь указывать на очевидные плюсы вашего товара или услуги, если это его свойство снимет головную боль клиента.
Плюсами могут стать: акции, спецпредложения, особые условия и пункты вашей сметы, где в графе про деньги стоит «бесплатно для арендаторов».
|
Добавьте искренности
Старайтесь говорить с людьми просто, честно и искренне. Уйдите от устаревшего формата сухих и безликих писем.
|
Работайте с КП после его отправки
Используйте воронку продаж
Многие компании используют метод воронки продаж. Это достаточно простой способ отследить, на каких этапах сделки менеджер сработал хорошо, а где стоит проработать его ошибки. Мы в «Деловом» оцениваем работу менеджеров и нашего КП этим способом.
Как строится воронка — собираются данные по каждому сотруднику:
— сколько человек обзвонил менеджер,
— какое количество из них перешло на сайт,
— сколько из них заинтересовалось и согласилось приехать на осмотр офисов,
— сколько из заинтересованных получило КП,
— какое количество арендовало офис,
— сколько компаний получило альтернативные предложения и т.д.
Они заносятся в график, по которому и строится «воронка». Явные «провалы» на графике покажут слабые моменты сделки. Так мы можем улучить свои предложения и работу своих сотрудников.
Подберите удобную для компании CRM
Какие ещё есть способы увеличить эффективность КП в частности и продаж в целом?
CRM — программа управления работой с клиентами. В системе можно фиксировать заявки, напоминать о встречах, стимулировать повторные продажи. В правильных руках CRM превращается в инструмент, благодаря которому компания может увеличить продажи в несколько раз.
Через CRM построить графики воронки продаж можно в пару кликов. Также можно настроить уведомления о том, что вы получили письмо от человека, которому направили КП. Вам нужно реагировать быстро и связываться с клиентом, пока он готов обсуждать и заинтересован в покупке.
Настройте аналитику, сбор контактов и рассылку
Если вы размещаете ваше коммерческое предложение на отдельной посадочной странице (лендинге), то варианты работы после отправки расширяются.
Существует два способа сделать из вашего КП страницу в интернете:
- Заказать её у веб-студии, которая сделаем дизайн и верстку, настроит вам нужный функционал;
- Использовать готовые «движки», которых сейчас очень много: Tilda Publishing, Wix, Borstch, Nethouse и т.д.
Как только ваше КП станет отдельным сайтом, вы сможете:
— подключить Google Analytics и Яндекс.Метрику и отслеживать, как на странице вашего КП ведут себя его посетители, как если бы это был ваш сайт;
— собирать данные клиентов прямо из формы обратной связи вашего КП;
— настраивать рассылку по полученной базе имэйлов;
— попробовать вернуть не состявшихся клиентов (но тех, кто читал ваше КП).
Совершенствуйте свое КП
Как любой рабочий документ, ваше коммерческое предложение не должно быть статичным и архаичным. Если вы осознаете, что какие-то детали КП стоит пересмотреть — соберите данные, проанализируйте и обсудите со своим руководителем. А если вы и есть автор документа, то ещё более критично отнеситесь к нему.
|
Вот так выглядит одно из коммерческих предложений «Делового». А это сопроводительное письмо, которым пользуются сотрудники.
Нам интересно общаться и узнавать об опыте других предпринимателей. У вас есть свое видение коммерческого предложения? Вы используете определенные техники при его создании? Делитесь в комментариях, пишите нам. Здесь наши контакты.