Полиция может прийти к каждому предпринимателю. Даже к маленькому бизнесу из трёх человек, который честно платит налоги, следит за лицензиями, прозрачен перед законом и никому не переходит дорогу.
Полиция приходит и к крупным предпринимателям. Всё, что ей нужно — деньги: миллионы рублей за спокойствие. А чтобы начать трясти бизнес, ей не нужны правовые основания. Полиция играет на страхе.
Это больше походит на сводку из девяностых, но это происходит здесь и сейчас. С полицейскими проверками сталкивается каждый второй бизнес. Это — данные адвоката Александра Селютина, который занимается этим вопросом последние шесть лет. В реальности цифры могут быть выше.
В прошлом году Александр выпустил книгу о проверках. А 20 июля он проводит в Горном деловом практический семинар для предпринимателей — расскажет, как с этими проверками справляться. Это первый такой семинар в Сочи.
Мы пообщались с Александром и выяснили, чем полицейские проверки грозят даже честному бизнесу. Расспросили, что надо делать предпринимателю, когда приходит полиция, а что — не надо. Узнали, как повлиял кризис на проверки и как выстроить безопасную работу бизнеса на годы вперёд.
Читайте.
Начнем с главного. Вы защищаете предпринимателей от проверок последние 6 лет. Проводите семинары. Написали книгу — почти практическое руководство. Зачем это вам?
Сейчас у меня задача, как бы это громко ни звучало, изменить вообще смыслы, стать их держателем в этой сфере. Сейчас обладатель смыслов — полиция. Она держатель страха. Существует такая рулетка: ты не знаешь, когда к тебе придут и сколько попросят. И могу сказать, что, по моей статистике, более половины (это чтобы не называть экстремальных цифр – на самом деле намного больше) проверок незаконны – просто для того, чтобы денег заработать. А деньги здесь крутятся колоссальные – у меня только на прошлой неделе у одного клиента попросили 120 миллионов взятки, у другого 35.
И в обоих случаях проверки незаконны?
Где просят 120 – есть хоть какие-то основания, там действительно клиент мог как-то мошенничать, но это еще надо доказать. Но сделать они этого, при всем желании, не смогут.
А там, где 35 – все иначе. Полиция просто пришла в офис, даже не работая, не собирая никаких доказательств, и потребовала: «Дай 35 миллионов, иначе мы тебя посадим». Они предварительно изучили психотип клиента, пришли в подходящий момент – бизнесмен был только после самолета, с дороги, уставший, напряженный… А тут они.
То есть идет еще мощная психологическая работа?
Да, эти люди очень чуткие психологи. Вычислили нужный момент, когда психика немного расшатана, человеку тревожно, и пришли. Ребята там неглупые – из тех, кто много зарабатывает. Это важный аспект.
А вы как психологию отрабатываете?
У нас психолог тоже есть в штате, мы проектируем действия этих людей и управляем ими. Об этом мы рассказываем и в книге, и на семинаре. Сжато, по существу, с ответами на все вопросы. У нас по факту проходит два семинара: один — о практических рекомендациях адвоката о защите бизнеса, второй – юридические и психологические аспекты защиты.
А на семинаре в Сочи вы о психологической защите расскажете?
Обязательно. Только юридической сферой мы не ограничимся. В Сочи я расскажу обо всех аспектах: о правовой базе и о психологии. Расскажу, почему эти люди приходят. Как, сколько и почему они столько просят. Что за этим следует. И так далее.
За последние три года вы предотвратили порядка сотни проверок в Москве и около тридцати – в регионах. С чем связана такая диспропорция? С тем, что вы работаете преимущественно в столице? Или в регионах просто меньше проверок?
В регионах проверок не меньше. Но мы работаем в основном по Москве, а регионы лишь консультируем, потому что не можем обеспечить полноценную оперативную связь – приехать, например, в экстренном случае в течение получаса после приезда полиции, чтобы разрешить все проблемы. В некоторых случаях мы работаем с партнерами в регионах, но подходящих мало.

Список самых громких полицейских проверок за последние годы:
- Обыски в компании «Евросеть». Все помнят, чем закончилось это дело: одному из ярких российских бизнесменов пришлось продать бизнес и уехать из страны.
- Обыски в Национальном резервном банке (его владелец — бизнесмен Александр Лебедев). Тогда сотрудники милиции подверглись острой критике в прессе за «клоунское поведение».
- Обыски в офисе «Аэрофлота» и турфирмы «Санрайз тур».
- Обыски в офисах фирм — подрядчиков системы ГЛОНАСС.
Нередки полицейские проверки и в регионах. Особенно часто в новостях фигурирует Екатеринбург и связанные с ним дела — ° отношении фонда «Город без наркотиков», информационного агентства Ura.ru, компаний «Югория» и «Саратовгесстрой», обыски в московском офисе Siemens по делу о нарушениях при закупках томографов в Екатеринбурге и т.д.
А о скольких проверках бизнеса мы не знаем? Кто следующий?
Из книги Александра Селютина «Полицейская проверка: Практические рекомендации адвоката по защите бизнеса»
Много вообще в России адвокатов, которые работают с полицейскими проверками?
На моем уровне – нет. У меня уже разработана методология. Никто не консультируется у психолога, никто не проектирует дальнейшие действия, ни у кого нет методик проведения уголовно-правового и налогового аудита в совокупности, никто не занимается выстраиванием безопасной работы бизнеса наперед, ни у кого нет программ страхования от полицейских проверок – в то время как у нас их шесть.
На всю Москву всего три-четыре компании, которые, помимо нас, занимаются полицейскими проверками. Многие адвокаты пренебрегают этими проверками и отказываются браться за такие дела.
Почему?
Все очень просто. Проверка – очень короткое явление, в отличие от уголовного дела, которое может тянуться годами и на котором можно заработать несколько миллионов. А насчет проверок – мало кто знает, что нужно делать и как здесь можно работать.

Вы упомянули, что планируете безопасную работу бизнеса наперед. Как именно?
Каждый бизнес у нас сначала проходит «чек-ап» – нечто вроде диспансеризации, которая может выявить, насколько здоров человек и болен. Если пациент предположительно болен, врачи назначают дополнительные обследования, а мы, если компания предположительно «больна», назначаем аудит. По его результатам уже точно видно – что и где «болит».
После мы выписываем «рецепты» и план их реализации – как перестроить бизнес. И создаем программу сопровождения, в рамках которой включается режим безопасности компании. Важно обозначить все вплоть до мелочей — вроде написания конкретных инструкций, назначения ответственных лиц, обучения, круглосуточной поддержки, карты личного адвоката и так далее.
А получат ли такой чек-ап посетители семинара?
Да, каждый, кто посетит семинар, получит в конце чек-ап — подробный план, список, по которому выяснит, на что ему обратить внимание и где стоит предостеречься.
Тогда вопрос о формате: год назад вы выпустили книгу о проверках с практическими рекомендациями. В чем отличия семинара от книги, и чем он будет полезен тем, кто её купил?
Семинар подразумевает практический подход – погружение. Это обмен опытом в среде предпринимателей – будет много ценных знаний. Книга, конечно, полезна, но сама по себе она не учит. В отличие от семинара.
Семинар дает толчок к изменению мышления, стимулирует к развитию. То, что я написал в книге – это фактически весь предыдущий опыт, изложенный кратко и по существу. А то, что будет на семинаре, – это постоянные живые кейсы, непрерывное живое общение – о наболевшем, о том, что сейчас волнует.
А многих сейчас волнует кризис. Как он повлиял на полицейские проверки? Их стало больше или меньше?
А вы как считаете?
Наверняка больше. Но полиция стала требовать меньше.
Да, проверок стало больше. Но и аппетиты увеличились, а не уменьшились. Взятки требуют уже не в валюте, а в рублях, но курс-то вырос вдвое. Десять миллионов раньше – это двадцать миллионов сейчас. Более того – появилось больше инструментов давления на бизнес. Предприниматели влезают в долги, появляется больше нарушений, общая психологическая обстановка ухудшилась…
А почему вообще такая проблема возникает? Почему такой государственный инструмент, который должен защищать, на деле служит для давления на малый бизнес?
Я убежден, что все дело в нас.
Поясню. Это мы порождаем систему, а система порождает все это. И все проблемы — на самом деле вокруг нас, все очень завязано. Поэтому я и стараюсь менять культуру вокруг всей этой ситуации. Полицию мы не сможем поменять ни за что и никогда, поэтому надо менять сознание в бизнес-среде. Должно прийти понимание того, что лучше защищаться, действовать по закону.
Что для этого можно сделать?
Надо изменить смысловое поле и сделать так, чтобы держателем смыслов стала не полиция со страхом, а мы – с безопасностью. Я понимаю, что не должен быть здесь один – всегда всех призываю к открытому сотрудничеству, потому что наличие правового поля в стране идет всем нам на пользу. И вот, уже шесть лет я меняю эти смыслы: день за днем, клиент за клиентом, потихоньку.
Когда шесть лет назад я начал этим заниматься, все крутили у виска, никто не понимал – зачем мне вообще плыть против течения? Я все равно продолжил этим заниматься, и на данный момент могу сказать что то, что я делаю сейчас, поддерживают и либералы, и общественные объединения… Вокруг нас формируется уже некая среда, которая становится заметной для полиции.
Вопрос напоследок. Какой бы главный совет вы дали предпринимателям, которые хотят защитить свое дело от полицейских проверок?
Самое главное — никогда никому ничего не отдавать. Документы, деньги — все должно оставаться при вас. Ни в коем случае не отдавайте.
Если у полиции есть какие-то серьезные основания — она заберет все сама, а если оснований нет — начнет выпрашивать, давить и угрожать. Тогда все сразу ясно.
Никогда не давать документы. И не давать показания — до того момента, пока не посоветуетесь со специалистами.
И приходите на семинар. Ближайший — в Горном деловом на Роза Хутор, 20 июля. Целый день практических рекомендаций, кейсов, живого общения и рекомендаций. Стоит 25 тысяч — но помогает защититься от полиции и сберечь миллионы рублей. Регистрируйтесь.