«Те, кто уходит с работы ровно в 19 часов, меня раздражают» — недавно заявил на встрече в бизнес-школе «Сколково» один из самых известных российских предпринимателей.
Мы относимся к нему с большим уважением, но эта позиция кажется нам несколько устаревшей: важно, не то, сколько человек работает, а то, насколько он эффективен. И одна из важнейших задач руководителя — создавать своим работникам условия для наиболее яркого их проявления в команде.
В последнее время появилась новая тенденция эффективной организации рабочего процесса – так называемый «воркейшн». Это вид деятельности, совмещающий в себе работу и отдых. Чаще всего он представляет собой выезд всей команды на свежий воздух: в горы, к морю, за город. В течение этого периода компания решает стратегические задачи: проводит хакатоны, мозговые штурмы или создает новые проекты днем. А вечером коллеги совместно отдыхают: катаются на лыжах, купаются в море или совершают туристические поездки.
В США воркейшн уже стал частью корпоративной культуры. В России он только начинает появляться.
Мы перевели и адаптировали для вас статью American Express о воркейшнах в западной практике. Рассказываем о компаниях и руководителях, которые внедрили воркейшн в рабочий процесс и сделали выводы об его эффективности.
Воркейшн как освобождение от рутины
Платежная компания ZenPаyroll с коллективом из 35 человек выезжает на воркейшны 2 раза в год. Основатели арендуют большой дом, формируют команды из разных отделов компании и проводят мозговые штурмы для разработки новых проектов. В конце недели команды презентуют свои идеи. А по вечерам они все вместе путешествуют по окрестностям, участвуют в кулинарных мастер-классах, дегустируют вина, смотрят фильмы, играют в настольные игры.
Генеральный директор и совладелец компании Джошуа Ривз: «Мы отправляемся на воркейшн всей командой, чтобы дать возможность сотрудникам взаимодействовать в другом, непривычном окружении. С одной стороны, таким образом, мы формируем более прочное сообщество в рамках компании, а с другой – решаем многофункциональные задачи, которые сложно решить в обычном офисе, когда все заняты ежедневной рутиной».
Воркейшн как инструмент удержания сотрудников
Сабина Голд, генеральный директор Konnect Public Relations, проводит воркейшны для сорока своих сотрудников на постоянной основе. Они ездят в разные места: лыжный забег на озеро Тахо, круиз в Мехико, винный тур на побережье в Калифорнии. Задача Сабины – показать сотрудникам, что их участие в команде – это больше, чем просто работа, создать для коллег дополнительный смысл и новый уровень доверия между ними, продемонстрировать, что компания их действительно ценит.
«Найти замену хорошему специалисту порой требует очень много времени. Я хочу создавать такую атмосферу в компании, благодаря которой сотрудники будут приходить каждый день на работу с воодушевлением. Наши совместные путешествия помогают нам лучше узнавать друг друга и делают команду более сплоченной», говорит Сабина. По статистике, уровень удержания сотрудников в компании составляет 90%.
Некоторые компании боятся выездных форматов, потому что они могут снизить темп работы компании. Но Konnect Public Relations выезжает на воркейшны в «низкие» сезоны, чтобы заодно перезагрузиться и отдохнуть от напряженной работы в другие периоды.
Воркейшн как источник вдохновения
Диджитал-компания Social Diver однажды решила вывезти своих сотрудников на ритрит и поставила перед командой один вопрос. Как стать лучшими в своем деле? И составила интересную программу.
Программа включала:
- Интервью с издателем Washington Business Journal и обсуждение, как сделать компанию самой лучшей на рынке;
- Экскурсию в компанию Motley Fool, которую многие признают компанией с идеальной корпоративной культурой;
- Посещение Верховного суда, где работают лучшие юристы государства;
- Посещение фотовыставки номинантов Пулитцеровской премии — Newseum’s;
- Экскурсию в «коктейльную лабораторию» barmini, основанную шеф-поваром, который получил крупную премию отрасли James Beard. Экскурсия включала дегустацию коктейлей и закусок.
«Это было недешево – закрыть компанию на 1 день, говорит со-основатель компании Энтони Шоп. — Но, получая подобный опыт, команда очень вдохновляется на более эффективную работу. Кроме того, сплоченность и дружеская атмосфера компании ведут к тому, что сотрудники приглашают на свободные вакансии своих друзей, и тем самым мы экономим на поиске новых людей. Словом, улучшение и внедрение инноваций после подобных мероприятий способствуют росту нашей компании без дополнительных займов и кредитов».
Воркейшн как двигатель для инноваций
Головной офис компании Liquid Space находится в Сан-Франциско, а все тридцать сотрудников разбросаны по всему миру. Раз в год они собираются на одном месте на неделю, чтобы разработать новые стратегические решения. Однажды команда предложила необычную идею продукта: решение для менеджеров, которые ездят в командировки — удобный заказ переговорного зала, билета на самолет, гостиницы и прочего, необходимого для целевой аудитории. Новый продукт был разработан за неделю и быстро запущен в работу, а в дальнейшем стал важным элементом в системе продаж компании.
Воркейшн как основа корпоративной культуры компании
Невозможно сделать веселье обязательным.
Воркейшн как формат — не просто инструмент, который можно насильно внедрить в коллектив. Он сработает только если вы действительно измените подход к построению отношений в команде и дадите сотрудникам возможность реализовывать их идеи, придумывать мероприятия и давать свободу в их реализации.
«Это отличная возможность для мозгового штурма, для решения проблем и обнаружения возможностей и творческих предложений», — говорит Брайан Симпсон (Bryan Simpson), PR директор компании Новая Бельгия, проработавший в ней 17 лет.
«Мы чувствуем себя в безопасности и можем говорить правду. Наши семинары – большая часть нашей культуры. Это объясняет, почему у нас такая низкая текучка — в компании остается 93% сотрудников. Мы выбрали путь, при котором каждый из нас начинает чувствовать себя частью чего-то большего. Когда все находятся в одном месте, это помогает объединится и наладить более крепкие связи. Приходится много работать, но, возвращаясь, вы чувствуете себя заряженными и тесно связанными друг с другом».
Воркейшн в российской практике
Для России воркейшн — явление экзотическое. Встречаются компании, которые выбираются на работу в тёплые страны, а то и вовсе переносят офисы в Азию (как это сделало агентство IT Agency) — но их примеры единичны. Но это пока.
Коста-Рика для малого бизнеса неподъёмна. Европа — тоже дорогой вариант. На юге России приспособленные рабочие места и готовые офисы найти нелегко — рынок ещё недостаточно развит.
Поэтому мы и открыли Горный деловой центр в Сочи, на главной площади курорта Роза Хутор.
«Мы стали предлагать малому и среднему бизнесу возможность устроить воркейшн, потому что у нас самих есть устойчивое видение и ощущение, что всё вокруг сильно меняется с точки зрения баланса «работа-отдых», — рассказывает Татьяна Соколова, основатель сети офисных центров «Деловой». — Реалии жизни предпринимателя не позволяют ему уехать и совсем выключиться из рабочего контекста на продолжительное время. Надо всегда оставаться на связи и уметь работать своей рабочей кнопкой «вкл/выкл».
Но для рабочего погружения, то есть «вкл.», нужны условия. И чем комфортнее и удобнее эти условия — тем быстрее ты решишь рабочие задачи.
Сами по себе горы всегда манят. А место с продуманной инфраструктурой, как Роза Хутор — особенно. Теперь здесь можно поработать и в Горном деловом.
Воркейшн — это огромный вклад в формирование приверженности и лояльности компании, когда сотрудники и члены команды видят, что их ценят как людей, а не только как винтиков в корпоративной машинке. Что компании важно их эмоциональное и физическое состояние. Что руководству важно, чтобы работа и отдых в жизни сотрудников уравновешивали друг друга.
И здесь речь идет не только о соблюдении экологии труда, а о стимулировании работы конструктивного коллективного разума в компании. Именно в коллективном разуме скрывается колоссальный ресурс для роста бизнеса, компании. Мы и сами придерживаемся подхода, и рады, когда наши клиенты с нами согласны. Именно для них мы и делаем наш Горный деловой центр».
Фотография в начале поста — реальный головной офис британской компании Sally’s Cottages. Вершина горы, 870 метров, полностью рабочая техника — телефон, компьютер, розетки. Салли, глава компании, в многочисленных интервью рассказывает, как у неё улучшилось здоровье и повысилась продуктивность, когда она перебралась работать в горы.
И каждый, кто работает в Горном деловом, тоже отмечает, что меняется оптика, состояние и в целом качество работы. Приезжайте пробовать и вы.