Открытые офисы в моде. Изучите рейтинги. Посмотрите, какие офисы признают лучшими и выдвигают на номинации московского конкурса Best Office Awards. 80% из них — опен-спейсы.
Но так ли они хороши? Чтобы разобраться, мы опросили пять клиентов, которые работали (или работают сейчас) в открытых офисах. И изучили западные исследования о продуктивности в связи с рабочим пространством.
Выяснили интересное. Делимся с вами.
Сергей, совладелец IT-стартапа в стадии акселерации, арендует несколько раз в месяц переговорную в «Деловом»
Мы в восторге от оупенспейса! Все нужные люди под рукой, в любой момент можно пообщаться с кем угодно. Мы еще очень молодая компания, и нам важно присутствие наших менторов, людей, которые более опытны, чем мы во многих вопросах. Мы бы тратили очень много времени на перемещения и организацию встреч и сильно потеряли бы в скорости, если бы сели «как большие» в офис в бизнес-центре, не говоря уже о том, что это дополнительные затраты, которые нам сейчас нет смысла нести. Мы иногда арендуем переговорные в «Деловом» для статусных встреч, но пока их не так много, чтобы совсем туда переезжать. Плюс, на площадке акселератора вечерами проходит много интересных мероприятий и она работает круглосуточно, есть места для сна. Нам очень удобно и мы очень благодарны организаторам за такое отличное место!
Алевтина, менеджер по продажам и маркетингу, постоянный пользователь видео-конференций «Делового»
Вообще, мне нравится открытый большой офис. Не нужно бесконечно отчитываться, что ты сделал, что нет, что на какой стадии – все и так видят и слышат, что ты делаешь. Не нужно совершать длинные забеги по офису – все рядышком сидят, и начальство доступнее, проще решать вопросы без сбора тысячи совещаний. Ну и вообще, равенство и братство, все вместе, дружат и сближаются, по-моему, это очень классно!
Владимир, совладелец рекламного агентства, возраст компании – 8 лет
Когда мы только создавали нашу компанию, средний возраст сотрудника был всего лишь 23-25 лет. Для нас было критически важно находиться вместе, в одном пространстве, чтобы решать все вопросы. Важен был свободный вход и выход и креативная атмосфера. Для этих задач отлично подходил опен-спейс! Мы работали 24/7/365 и даже сверх того.
Но в какой-то момент, когда количество крупных клиентов перевалило за 5, а контракты стали длиной в год, мы поняли, что без четкого разделения обязанностей, а вместе с этим и территорий эффективно работать больше невозможно. Когда мы сформировали четкую структуру агентства, стало ясно, что опен-спейс нам больше не подходит, и отделам нужно иметь возможность закрыть за собой дверь.
Тогда мы и перешли на кабинетную систему. И теперь у нас есть одна большая комната для совместной работы, а остальные, особенно руководитель, работают в кабинетах. Я считаю, что выбор из двух систем – это вопрос зрелости компании.
Андрей, генеральный директор юридической компании
Однажды у нас случилась накладка с арендой офиса, и нам нужно было срочно куда-то переехать. Поскольку нам было удобно находиться в определенном месте Москвы, в центре, самый быстрый вариант, который мы нашли – был оупенспейс. Через неделю мы поняли, что это ужасно неудобно. Кроме нас в пространстве находилось еще как минимум 3 компании, которые постоянно разговаривали, дисциплины не было никакой. А архитектурное решение оставляло желать лучшего, и звук разговоров эхом разносился по соседним помещениям Плюс, администрация опен-спейса работала не очень хорошо: были проблемы с наличием кофе, чая, с уборкой, не было в доступе принтера, переговорки бронировались как попало. И несмотря на отличное «центровое» месторасположение, мы стали сразу искать запасной вариант, через 3 месяца сняли офис с кабинетами и вздохнули спокойно.
Светлана, московский представитель региональной производственной компании
Вообще, я терпеть не могу опен-спейсы. Мы с командой поработали в нескольких, все они и неправильно построены, и совершенно не подходят для вдумчивой спокойной работы. Очень сложно дисциплинировать людей не разговаривать громко, выходить, когда звонишь по телефону, все говорят одновременно и перемещаются по офису, возникает чудовищный хаос. Опять же, борьба между тем, кому душно и тем, кому дует – постоянные споры за включение-выключение кондиционера. В довершение ко всему, если хотя бы один чрезмерно ответственный сотрудник приходил работать с температурой, через два дня заболевала половина команды, Мы проработали год в этой чехарде и теперь только, только кабинеты!
Комментарий «Делового»
Опен-спейсы в моде. В России, по данным Superjob, за последнее десятилетие число открытых офисов достигло 14% от общего количества. Но опен-спейс подходит не всем.
По нашим наблюдениям, открытые пространства удобны молодым, небольшим компаниям, у которых еще не сформировалась четкая структура и разделение обязанностей по отделам или ответственным. А бизнесам, которым критически важна четкость, дисциплина и организованность, гораздо более удобна кабинетная система.
Создавая «Деловой», мы внимательно изучили западный опыт. Согласно данным International Management Facility Association, в США 70% сотрудников работают в открытых офисах. Мы изучили исследования по опен-спейсам: шум, психологический дискомфорт, отсутствие личного пространства — это не самые большие проблемы. Значительно хуже другое: опен-спейс снижает производительность труда и продуктивность от 5 до 15%.
А в 2002 году в Германии проводили на 7 000 работниках масштабное исследование, где обнаружили, что сотрудники, неудовлетворённые условиями офиса (и чаще всего это касается опен-спейсов), чаще брали отгулы и пропускали работу. Так, опен-спейсы и некачественные офисы стоят двух с половиной дней чистого времени на работника. Каждый год. И это не пустые цифры.
Каждый решает сам, готов ли он так жертвовать продуктивностью.
И если готов — то ради чего.
А вы работали в опен-спейсах? Если да — делитесь впечатлениями в комментариях. Чья позиция вам ближе: Сергея и Алевтины, поклонников открытых офисов, или тех, кто опен-спейсы не терпит? И почему?