«Деловой» открывает серию статей, полезных каждому бизнесмену. Советы и приёмы, тонкости и нюансы, личный опыт и инсайты — будем рассказывать об испытанных и проверенных методах. Только тех, что работают. Тех, что помогают держаться на плаву в штормящей российской экономике. Минимум воды — максимум пользы.
И начнём с классики. Сегодня расскажем о цикле Деминга, или PDCA (от англ. Plan — Do — Check — Act). Это универсальный метод: подходит для любого бизнеса. И применять цикл можно к чему угодно: от внедрения нового продукта — до работы отдельного подразделения и бизнеса компании в целом.
Этап 1. Планируем
Планирование – основа всего. Определите, в какой точке вы находитесь сейчас и где хотите оказаться. Ставьте ясные, измеримые и понятные цели. Если мечту можно сформулировать фразой «Я хочу заработать миллион», то цель всегда конкретна: «Я хочу заработать миллион, увеличив продажи на 100% за счёт повышения качества и новых рынков».
На этапе планирования необходимо привлекать коллег к обсуждению проблемы и методов ее решения. Оперируйте только фактами, соберите детальные сведения о рисках и потенциалах планируемого.
Татьяна Соколова, «Деловой»: «Главное на этом этапе – не тормозить, не впадать в бесконечные размышления. Из такого состояния трудно выбраться. Дополнительным стимулом к действию может стать появление новых действующих лиц в процессе или инъекция новых данных.
Например, мы решили провести анкетирование наших клиентов, чтобы выяснить их настроения. Долго рассуждали о том, какую оценочную шкалу применять для анкеты, какие вопросы задавать. Процесс затянулся. Для того, чтобы выйти из тупика, поменяли задачу для команды и установили чёткий срок по планированию. В итоге запустили анкетирование и перешли к следующему этапу».
Этап 2. Внедряем
После разработки плана его нужно проверить практикой. Лучше сделать это локально — на каком-нибудь одном участке. Так вы сможете убедиться в работоспособности плана без больших затрат сил и рисков. Цель этого этапа – сбор практических данных.
Татьяна Coколова, «Деловой»: «Переходя от планирования к действию, нельзя забывать о сроках. Установите дату, точку, когда нужно будет оглянуться назад и подвести промежуточные итоги.
В моей практике был пример: мы запустили акцию для потенциальных клиентов, она стабильно приносила отличные результаты. Но сроки их оценки установлены не были – акция продолжалась, и только спустя некоторое время мы вернулись к оценке соответствия результатов акции планам. Теперь эти данные будут проанализированы и мы пойдем дальше».
Этап 3. Проверяем
Итак, первые результаты получены. Они могут быть как лучше, так и хуже ожидаемых. Если что-то пошло не так, пытайтесь понять, почему — ищите, пробуйте новые пути, корректируйте действия. Если результаты лучше, чем вы ждали, — тоже корректируйте: ставьте новую цель и поднимайте планку. Это позволит вам расти.
Татьяна Соколова, «Деловой»: «Этап проверки нужен для того, чтобы понять, как действовать дальше и нужно ли что-то менять в плане. Например, вы запускаете какие-либо нововведения и обсуждаете ход их внедрения с коллегами раз в месяц. Делайте проверку чаще. Убедитесь, что все исполняют это нововведение так, как было решено. Это позволит настроить команду на одну ноту и чётко следовать плану».
Этап 4. Корректируем
Проверено: работает. Теперь можно запускать продукт, услугу, проводить изменения бизнес-процессов. Контролируйте и проверяйте, достигли ли вы поставленных целей. Если да — ставьте новые. Если нет — разберитесь, почему. А затем составьте новый план, определите дальнейшие действия — и начинайте цикл заново.
Татьяна Соколова, «Деловой»: «Чем раньше становится очевидным, что действия надо корректировать, тем лучше. Не надо ждать, иначе цена ошибки будет выше. Например, так бывает с новыми сотрудниками или подрядчиками. Оно не само не рассосется, необходимо действие — коррекция или пересборка».
Цикл Деминга — процесс непрерывный. Нельзя останавливаться. Двигайтесь постепенно, цикл за циклом, планируя, анализируя и воплощая в жизнь задуманное. PDCA стимулирует и развивает — попробуйте.
А если вы используете цикл Деминга — делитесь своим опытом: как метод помогает вам?
Далее члены команды выясняют, как возникают выявленные ими проблемы, используя метод анализа коренных причин в виде диаграммы причинно-следственных связей . После определения членами команды полного представления существующих проблем, проводится мозговой штурм для обсуждения идей по улучшению ситуации. Потом самоклеящимися стикерами наглядно отображаются поэтапные планы проведения работ для решения проблем.