И всё пойдёт по плану: метод PDCA в бизнесе

Share on Facebook0Print this pageEmail this to someone

«Деловой» открывает серию статей, полезных каждому бизнесмену. Советы и приёмы, тонкости и нюансы, личный опыт и инсайты — будем рассказывать об испытанных и проверенных методах. Только тех, что работают. Тех, что помогают держаться на плаву в штормящей российской экономике. Минимум воды — максимум пользы.

И начнём с классики. Сегодня расскажем о цикле Деминга, или PDCA (от англ. Plan — Do — Check — Act). Это универсальный метод: подходит для любого бизнеса. И применять цикл можно к чему угодно: от внедрения нового продукта — до работы отдельного подразделения и бизнеса компании в целом.

Этап 1. Планируем

Планирование – основа всего. Определите, в какой точке вы находитесь сейчас и где хотите оказаться. Ставьте ясные, измеримые и понятные цели. Если мечту можно сформулировать фразой «Я хочу заработать миллион», то цель всегда конкретна: «Я хочу заработать миллион, увеличив продажи на 100% за счёт повышения качества и новых рынков».

На этапе планирования необходимо привлекать коллег к обсуждению проблемы и методов ее решения. Оперируйте только фактами, соберите детальные сведения о рисках и потенциалах планируемого.

Татьяна Соколова, «Деловой»: «Главное на этом этапе – не тормозить, не впадать в  бесконечные размышления. Из такого состояния трудно выбраться. Дополнительным стимулом к действию может стать появление новых действующих лиц в процессе или инъекция новых данных.

Например, мы решили провести анкетирование наших клиентов, чтобы выяснить их настроения. Долго рассуждали о том, какую оценочную шкалу применять для анкеты, какие вопросы задавать. Процесс затянулся. Для того, чтобы  выйти из тупика, поменяли задачу для команды и установили чёткий срок по планированию. В итоге запустили анкетирование и перешли к следующему этапу».

Apple-patent-8400548-drawing-002[1]
Один из тысяч патентов Apple. То, как Apple внедряет решения в жизнь — образцовый пример PDCA

Этап 2. Внедряем

После разработки плана его нужно проверить практикой. Лучше сделать это локально — на каком-нибудь одном участке. Так вы сможете убедиться в работоспособности плана без больших затрат сил и рисков. Цель этого этапа – сбор практических данных.

Татьяна Coколова, «Деловой»: «Переходя от планирования к действию, нельзя забывать о сроках. Установите дату, точку, когда нужно будет оглянуться назад и подвести промежуточные итоги.

В моей практике был пример: мы запустили акцию для потенциальных клиентов, она стабильно приносила отличные результаты. Но сроки их оценки установлены не были – акция продолжалась, и только спустя некоторое время мы вернулись к оценке соответствия результатов акции планам. Теперь эти данные будут проанализированы и мы пойдем дальше».

Этап 3. Проверяем

Итак, первые результаты получены. Они могут быть как лучше, так и хуже ожидаемых. Если что-то пошло не так, пытайтесь понять, почему — ищите, пробуйте новые пути, корректируйте действия. Если результаты лучше, чем вы ждали, — тоже корректируйте: ставьте новую цель и поднимайте планку. Это позволит вам расти.

Татьяна Соколова, «Деловой»: «Этап проверки нужен для того, чтобы понять, как действовать дальше и нужно ли что-то менять в плане. Например, вы запускаете какие-либо нововведения и обсуждаете ход их внедрения с коллегами раз в месяц. Делайте проверку чаще. Убедитесь, что все исполняют это нововведение так, как было решено. Это позволит настроить команду на одну ноту и чётко следовать плану».

2

Этап 4. Корректируем

Проверено: работает. Теперь можно запускать продукт, услугу, проводить изменения бизнес-процессов. Контролируйте и проверяйте, достигли ли вы поставленных целей. Если да — ставьте новые. Если нет — разберитесь, почему. А затем составьте новый план, определите дальнейшие действия — и начинайте цикл заново.

Татьяна Соколова, «Деловой»: «Чем раньше становится очевидным, что действия надо корректировать, тем лучше. Не надо ждать, иначе цена ошибки будет выше. Например, так бывает с новыми сотрудниками или подрядчиками. Оно не само не рассосется, необходимо действие — коррекция или пересборка».

Цикл Деминга — процесс непрерывный. Нельзя останавливаться. Двигайтесь постепенно, цикл за циклом, планируя, анализируя и воплощая в жизнь задуманное. PDCA стимулирует и развивает — попробуйте.

А если вы используете цикл Деминга — делитесь своим опытом: как метод помогает вам?

Share on Facebook0Print this pageEmail this to someone

2 thoughts to “И всё пойдёт по плану: метод PDCA в бизнесе”

  1. Далее члены команды выясняют, как возникают выявленные ими проблемы, используя метод анализа коренных причин в виде диаграммы причинно-следственных связей . После определения членами команды полного представления существующих проблем, проводится мозговой штурм для обсуждения идей по улучшению ситуации. Потом самоклеящимися стикерами наглядно отображаются поэтапные планы проведения работ для решения проблем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.